Бисерные украшения Карелии

Бисерные украшения Карелии

vestnik10_02_02_08В музее-заповеднике «Кижи» хранятся удивительные украшения из бисера, секрет изготовления которых раскрыт не так давно, и даже проходит обучение старинным техникам. Приобщиться к истории и создать свою, современную, версию не возбраняется!))

 

В знаменитых Ладожском и Онежском озерах, на Белом море и прилегающих территориях в старину добывали мелкий жемчуг, а потом именно там активно развивалась вышивка жемчугом и аналог бисероплетения (просто в ход шли, не бусины, а жемчуг). Голубоватый и серебристо-белый жемчуг считался ювелирным, так что и цари не гнушались носить одежду, вышитую мельчайшими жемчужинками. Тем более что искусство вышивки ценилось чрезвычайно, ведь труд этот был тяжелым, опасным для зрения и требующим особого мастерства и художественного вкуса.

 

Со временем жемчуга становилось меньше, а мода на него не проходила, поэтому наравне с ним стали применять бисер.

 

Крестьяне использовали жемчуг для отделки праздничных головных уборов, вплетая бусины в кружево из нитей. Эти кружева образовывали волны вокруг лица. Жемчуга уходило много, и такие головные уборы передавались из поколения в поколение как семейная реликвия.

74973418_01010136image_1

 

 

 

 

 

 

Конечно же, женщины носили бусы и серьги из бисера или мелкого жемчуга. И плели из него своеобразные украшения, причем обходились без иглы (достаточно тонких тогда не было).

 

В музее-заповеднике «Кижи» на одноименном озере сохранилось несколько моделей древних карельских украшений из бисера. Служащая музея восстановила технику плетения и теперь демонстрирует ее посетителям музея. Восстановление аутентичных техник — это очень увлекательное занятие, и есть люди, которые умудряются заниматься этим даже по нечетким иллюстрациям в книгах. А уж взять в руки работу мастерицы прошлых веков — большая удача, ведь тогда можно рассмотреть все подробности.

1) Белые серьги-бабочки были предназначены для невест и в сочетании с короной придавали особенно праздничный вид.

38039-original

Латунный или медный каплевидный элемент сережки (бубенчик) оплетался бисерной сеткой, и приплетались ажурные «крылья» с двух сторон. Вместо нити брался белый конский волос, видимо, чтобы сохранять объем. Получались 5-9-сантиметровые украшения, довольно тяжелые. Поэтому с помощью специальной петельки на сережке и ленты украшение можно было прикрепить к головному убору.

38457-originalvestnik10_02_02_09

 

 

 

 

vestnik10_02_02_04vestnik10_02_02_02

 

 

 

 

 

Серьги эти стоили дорого, кроме них упоминаются сережки попроще плетением («из нитей мелкого речного жемчуга, сплетенных в длинную ажурную ленту, сложенную вдвое»).

 

Для заинтересовавшихся могу дать ссылку на целое исследование на тему «сережек-бабочек». С технологией плетения, особенностями распространения этого украшения по Руси и его разновидностями можно познакомиться в статье из «Кижского вестника».

 

2) Из жемчуга на хлопчатобумажной или льняной нити мастерицы вязали жгуты с рисунком по этой технологии. Орнаменты были геометрические или растительные. На несколько десятков лет эта технология была забыта. В 1993 году Светлана Воробьева, сотрудница музея «Кижи», где сохранился единственный экземпляр таких бус, раскрыла способ вязания. Спрашивается, что мешало раньше спросить у иностранных коллег (вяжут жгуты из бисера в Америке, Британии и других странах уже давным давно и обучают этому всех желающих)?

 

3) И еще один вариант — полые бусы, создававшиеся опять же на конском волосе для объемности. Шесть или восемь нитей бисер скреплялись таким образом, что образовывали яйцевидные звенья цепочки.

38458-originalМузей-заповедник «Кижи» гостям острова позволяет поучаствовать в создании аналогов традиционных сережек и бус Карелии, обучая вязанию жгутов и прочим премудростям. На сайте музея можно посмотреть, как это происходит: бусы из бисера, серьги-бабочки.

3.yasklyajnen_syugiyajnen

 

Эти украшения вдохновляют мастериц на то. чтобы повторить их и осовременить. Посмотрите, что получилось у Юлии Алексеевой: своя собственная схема к бусам из Карелии, подробный рассказ, как создавались повторы сережек, популярных в 18-19 веках на Руси.

74973425_pic9m

Автор: Юлия Алексеева


biser.info_85993184646f36a08d4653_t

Автор: Юлия Алексеева

 

 

 

 

 

 

x164d7c99

Прообраз


img2245s

Автор: Юлия Алексеева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сейчас нам легче сделать такие украшения в силу того, что есть тончайшие иглы, прочные современные нитки, ровный бисер. Заманчиво сделать сережки, которые носили модницы прошлых столетий, согласны? Как ювелиры обращаются к винтажным работам, чтобы почерпнуть идеи (так вернулось сейчас увлечение каффами), так и бисероплеты могут продолжить традиции древних мастеров и разнообразить нашу действительность.

 

30

Вас это заинтересует!

2 Отзывов

Оставить отзыв





Свежие записи

Интервью

Евгения Васильева: бисер и живопись в украшениях

Дата: Сен 11, 2012    Комментариев: 14 Евгения Васильева: бисер и живопись в украшениях Евгения Васильева: бисер и живопись в украшениях   Бисерные колье Евгении Васильевой оставляют незабываемое впечатление: сплав живописи и вышивки, в результате которого появляются на свет яркие, необычные украшения. Удивляет фантазия автора и большое вниман... Читать статью >>

Елена Кожевникова: кружевные украшения из кожи

Дата: Авг 29, 2012    Комментариев: 14 Елена Кожевникова: кружевные украшения из кожи Как связать кружевные украшения из кожи Елена Кожевникова живет в Нижнем Тагиле и создает удивительные украшения из кожи, отличающиеся оригинальностью и изяществом. Кто работал с кожей — знает, какой это непростой материал. Как пишет сама Елена у себя в блоге, ее рабо...Читать статью >>

Случайно выбраные новости

Самое просматриваемое